«О, этот мирный русский ланч...» Спектакль по Тургеневу звучит остро и зло. Говорят, что театр ныне, чтобы выжить, вынужден отражать склочность, дешевый гламур и агрессивность, которые воцарились в нашей жизни. Но ярославский Камерный театр под руководством Владимира Воронцова везет в марте на вторые гастроли в Петербург спектакли о том, что надо противостоять взаимному отчуждению. Прежде всего это касается последней их премьеры – «Русский ланч» (по тургеневской пьесе «Завтрак у предводителя»). Сценография режиссера Воронцова – издевательский в своей завораживающей красе китч. О, какие обои! какая мебель! в доме предводителя уездного дворянства! А какой стол – хрусталь, серебро, гжель; против воли тяпнешь рюмочку и хватишь горстку салата. Окно – во всю стену, и туда, «поверх живого сада», гости швыряют объедки лающим псам... А наряды (художник Нинель Теплова)! гротескная смесь европейства и кондовости! Режиссер и актеры в сверхвежливых манерах гостей подчеркнули их смешную претензию быть образцами стиля и морали. Идиллия в духе ретроспективных мечтаний «новой элиты»... Но Тургенева, кстати, воспринимают «мифологически» – лишь как автора книг о любовных страстях. Тургеневские девушки, дворянские гнезда, элегические мотивы... А Тургенев, как никто, умел показать, что за черти сидят в тихом омуте. «Завтрак у предводителя» – злая, язвительная комедия. Брат и сестра делят наследство тетки. По принципу: никаких договоренностей, каждый норовит урвать все, а если нет – так не доставайся ж ты никому! В водоворот тяжбы втянуты соседи-дворяне, чиновники, бывший и нынешний предводители, работницы-кружевницы и домашняя живность – кормежка ее зависит от настроя спорящих. Предводитель дворянства (Петр Рабчевский) собрал на завтрак всех заинтересованных лиц. Это похоже на «укрощение строптивых по-русски». Скандалят все! Англизированность и политес отлетают вмиг. Забыты изящнейшая сервировка и стильные манеры. Чужое мнение – ничто! Краснощекий сибарит и охотник Беспандин (Владимир Гусев) и тихая постница его сестра Каурова (Замира Колхиева) – аки звери рыкающие: хотят, чтоб им уступали, но не способны уступить никому… (Характер Кауровой Тургенев писал, видно, со своей матушки. Она была из тех российских женщин, что силой характера могли и охранять традиции, и двигать новое. Но столь же страстно они могли тормозить любые перемены и разрушать все вокруг)… «В больших гостеатрах – рутина и дрязги, – говорит Владимир Воронцов. – Этот неповоротливый механизм не оживить. Я не верю в нынешнюю антрепризу, но наш малый частный театр, независимый от внешних влияний, меня устраивает. Директор театра Ваксман создает стационарную репертуарную антрепризу. Мы делаем то, что нас согревает и что мы считаем нужным. В драме и в комедии мы стараемся говорить о высшем, истинном и вечном. Порой жизнь кажется безнадежной. А мы ставим спектакли о тех, кто противостоит безнадежности. Наши герои – вечные идеалисты, Дон Кихоты, кто всегда ищет выход и дарит надежду».. В «Русском ланче» предводитель, неудачливый миротворец, в конце концов впадает в кому. И в призрачном свете таинственных огней скандалисты, по виду благостно, а на самом деле с тайным сладострастием, грустят у гроба… Но, возможно, это был всего лишь сон. И следует проснуться – быть может, наяву все же отойдут кошмары тупого соперничества, и люди научатся понимать, что они все-таки братья и сестры. Воронцов очень ко времени поставил эту тургеневскую пьесу! «Новые известия» 01.03.04, ВАЛЕРИЙ БЕГУНОВ |
|
г. Ярославль, ул. Свердлова, д. 9. Тел.: (4852) 30-56-45. E-mail: admin@yar-kamerniy.ru |