«Актеры в частном секторе» Два актера сидят в гримерке и ругаются. Они второй десяток лет подряд играют «Моцарта и Сальери» Пушкина. И снова в зале какие-то солдаты, целующиеся парочки, полубезумный человек из дома престарелых, да еще нагрянула зарубежная делегация. Из-за ее опоздания спектакль задерживается. Объеденный мышами грим. Пыль в гримерке. Идиотское распределение ролей в новой постановке. Бесконечные задержки с ее выпуском. Заштатный театрик. Как все узнаваемо... Владимир Гусев и Юрий Ваксман играют то, что знакомо любому театральному человеку. Собственно, худрук театра Владимир Воронцов поставил спектакль по пьесе Л. Рокотова «Представление трагедии Александра Пушкина «МОЦАРТ и САЛЬЕРИ» на убогих подмостках конца ХХ столетия» как раз о той житейской рутине, которая либо ломает человека, либо заставляет сделать неимоверное усилие и вырваться на простор. Перед нами - изнанка театра. Тут смешались шикарные костюмы персонажей и невзрачная одежда актеров, эффектные сценические аксессуары и пыльные обломки декораций. Перемена света - и вот наши персонажи уже не в гримерке, а на сцене, и музыка уносит их в мир страстей и грез. Этот спектакль - объяснение того, почему актер Юрий Ваксман стал бизнесменом, продюсером и создал частный театр, почему сюда пришли из других театров Ярославля несколько ведущих актеров, а худруком стал бывший главреж Академического театра им. Ф.Волкова Владимир Воронцов. В конце 80-х Ваксман, тогда игравший в Ярославском ТЮЗе, помогал проводить первый Всесоюзный фестиваль авангардных и экспериментальных театров. Позже, не вынеся рутины гостеатра, занялся продюсерством. Вместе с актрисой Л.Ковалевой открыл кафе «Актер», быстро ставшее одним из популярнейших в Ярославле. В кафе и родился спектакль «Интервью», поставленный В. Воронцовым по пьесе П. Суэта. Спектакль о противостоянии человека системе. С него начался Камерный театр под руководством Воронцова. Ярославский Камерный стал едва ли не первым в России частным репертуарным стационарным театром с постоянной труппой. Сейчас здесь - четыре спектакля. Идет работа над пятым. По инициативе театра в городе дважды прошли фестивали камерных театров - «Ярославские театральные Салоны». Актеры Камерного любимы в своем городе - В.Гусев, П.Рабчевский, М.Левченко стали лауреатами Премии им. Ф.Волкова. Сейчас актеры этого театра становятся новыми лицами российского кино и телевидения. Их снимали Усков и Краснопольский, Лунгин и Шенгелия. Вторым ярославцы сыграли в Москве спектакль «Любо? Дорого!..». Постановщик В.Воронцов объединил три достаточно известные французские одноактные «хорошо сделанные пьесы» - «Счастливого Рождества!» П.Барийе, «Пришелец из Рангуна» Ж.-П.Греди и «Любо? Дорого!..» Ги Абекассиса. Их объединяют хлесткий, иронический диалог, виртуозные повороты сюжета и сквозная тема - вечный любовный треугольник. Добротный спектакль в очень лаконичных и стильных декорациях. Такие работы нужны для поддержания зрительского интереса к театру - в форме развлекательного, не очень назидательного, но приятного вечернего времяпрепровождения, а также для поддержания актерской формы, чтобы «не накапливался жирок». Здесь прежде всего любопытен опыт создания «междугороднего» актерского ансамбля. В «Любо? Дорого!..» вместе с опытными В.Гусевым, Ю.Ваксманом, М.Левченко, П.Рабчевским и молодыми З.Колхиевой и К.Силаковым на сцену выходит актриса московского Театра сатиры Н.Карпунина. Еще одна работа Камерного, сыгранная на гастролях, - «Интервью». В этом спектакле постановщик В. Воронцов предложил и замечательную сценографию. Вытянутое в длину пространство игры словно символизирует долгую жизнь и долгий путь, которым шел к своему прозрению персонаж В.Гусева - старый портной Московиц. Здесь звучит замечательная музыка композитора А.Долгова. С этим спектаклем театр с успехом побывал в Петербурге, Екатеринбурге, Киеве и уже трижды в Москве. Каковы же общие впечатления от гастролей ярославского Камерного в Москве? В целом актеры, безусловно, справились с проблемой незнакомой площадки и нашли контакт с публикой. Эти гастроли показали, что на нестоличных сценах много интереснейших актеров средних лет и молодого возраста. И периферийная сцена делает успехи в театральной организации, особенно когда стремится сохранить опыт стационара. Показали эти гастроли, что нестоличные города и театры в них живут в несколько ином ритме и темпе. Подробная, очень точная актерская игра, добротная режиссура пронизаны идеализмом и наивностью. И в этом есть свое обаяние. Валерий Москвитин, газета «Культура», №6 (7365) 13 - 19.02.03 |
|
г. Ярославль, ул. Свердлова, д. 9. Тел.: (4852) 30-56-45. E-mail: admin@yar-kamerniy.ru |